Пчёлы учат языки
Чувство голода помогает преодолевать языковой барьер. Как показали биологи, пчёлы разных видов способны выучить язык танцев друг друга ради совместного сбора нектара. При этом азиатские рабочие пчёлы с удовольствием следуют за разведчиками-европейцами, а вот «европейцы» азиатских скаутов не особо замечают. Язык танца, с помощью которого пчелы осуществляют эффективную коммуникацию внутри колонии, изучается учеными уже довольно давно. Во многом именно пчелиные популяции позволили ученым систематически исследовать принципы, на которых зиждутся восприятие и общение насекомых.
В новой работе ученым удалось впервые показать, что пчелы разных видов могут перенимать друг у друга язык танца, который по-разному используется для коммуникации внутри конкретного вида. Разделение девяти современных видов медоносных пчёл произошло от 30 до 50 миллионов лет назад. С тех пор внутри каждого из видов язык танца для общения с соплеменниками развивался по-своему. Хотя пчёлы используют в танце всего три основных движения, продолжительность танца сильно различается от одного вида пчел к другому. Именно это различие и позволяет говорить о различных «диалектах» языка танцев, используемого пчелами. Команда австралийских, канадских и китайских ученых изначально ставила своей целью перепроверить данные о различии диалектов. Для проведения своего эксперимента ученые использовали два вида, максимально удаленных друг от друга географически, – европейскую пчелу Apis mellifera и азиатскую Apis cerana. Биологи поместили ульи насекомых в одни и те же условия и снабдили их одним и тем же источником нектара, на который из раза в раз натыкались пчелы-разведчики. Возвращаясь назад в улей, скауты демонстрировали различный по продолжительности танец, хотя показывали в обоих случаях на одно и то же место.
Убедившись в существовании диалектов, различающихся у данных двух видов пчёл, ученые, не мудрствуя лукаво, создали смешанную колонию из азиатских и европейских особей. Вообще говоря, создание целостной колонии из представителей различных видов не предусмотрено природой – пчёлы разных видов обладают различными характерными запахами, и пришельцы, как правило, быстро и жестоко выдворяются из улья. Однако в случае с азиатами и европейцами два вида оказались не сильно различны по аромату, и общую колонию создать удалось. Разумеется, в ней периодически вспыхивали агрессивные настроения со стороны представителей одного из видов, однако ученые научились быстро гасить подобные восстания, удаляя наиболее активных зачинщиков беспорядков и опрыскивая колонию сахарным сиропом. Обилие пищи делало свое дело.
В первую очередь, учёных интересовал именно коллективный поиск пищи. К своему удивлению, они обнаружили, что пчелы довольно быстро учатся понимать послания, исполненные на чужом языке, и в скором времени начинают совместно искать пищу. В данном случае азиатский вид пчел изучил европейский язык и пчелы-сборщики из Азии не только следовали своим собратьям из Европы на очередную вылазку за пропитанием, но и корректно интерпретировали послания европейских разведчиков. К сожалению, эксперимент был поставлен таким образом, что учёные были не в состоянии замерить, сколько времени требуется на выучку: пчёлы маркировались уже после того, как образовывалась устойчивая колония, на что могло потребоваться от нескольких дней до пары месяцев; к этому времени одни пчёлы уже выучивали язык других.
Кстати, европейские пчёлы за своими азиатскими собратьями не следовали. И вовсе не из-за каких-то предубеждений. Просто «азиаты» оказались куда более чувствительны к веществу, которое выделяет пчела-разведчик европейского типа, чем «европейцы» к сигналам азиатских скаутов.